Интегрированное занятие в средней группе по образовательным областям: "Изобразительное искусство", "Ребенок и общество"
Программные задачи:
- формировать представления о предметах декоративно прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, изделия из соломки и льна, керамические изделия); способность к художественному восприятию и эмоциональный отклик на произведения искусств;
- развивать интерес к истории создания предметов рукотворного мира, эстетические чувства, память, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.
Материал: тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, рушники, одежда; керамика:миски, вазы, игрушки, гладыши, кувшины; изделия из соломки, льна, полоски с дырками, шнурки, мультимедиа.
Ход занятия
Воспитатель: «Посмотрите ребята, сколько гостей пришло к нам в гости.
Поздоровайтесь.
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Воспитатель: Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение…….
Воспитатель показывает детям открытку-приглашение.
Дорогие дети, приглашаем вас на выставку декоративно-прикладного искусства, но что бы вам далеко не ехать, эта выставка приедет к вам сама, разместится она в музыкальном зале.
В-ль. А вы знаете, что такое декоративно-прикладное искусство?
Дети. Это искусство изготовления красивых предметов.
В-ль. Правильно, ребята. Очень давно люди научились делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали, плели из бересты, соломы, лепили из глины посуду, игрушки. Этому учились с детства, а потом свои знания и умения передавали из поколения в поколение (друг другу). Люди создавали красивые и нужные вещи своими руками. Таких людей называли мастерами, умельцами. А еще говорили, люди с «золотыми руками».
В-ль. Ну, что ж , ребята, отправляемся на выставку. Но перед тем как отправиться на выставку, нам необходимо вспомнить правила поведения на выставке.
Дети. Не кричать
Не толкаться.
Внимательно рассматривать экспонаты.
Отвечать на вопросы воспитателя.
Быть вежливыми.
В-ль. Ну что ж, тогда в путь. (идем с детьми в зал)
В зале расставлены столы, на которых размещены:
- Тканые и вышитые изделия
- Предметы из глины (керамика)
- Предметы из соломки.
(подходят к первому столу)
В-ль. (читаю стихотворение)
Посмотрите, эти вот предметы в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что в Беларуси чуда-люди, мастера.
(Рассматриваем тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца)
В-ль. Вышивание – старинное искусство. Вышивкой занимались женщины с давних времен, когда еще не было ни вас, ни меня, ни бабушек, очень давно. В те времена все делалось вручную: шили рубашки, передники, сарафаны, юбки, скатерти. Чтобы одежда и белье были более нарядными, мастерицы расшивали изделия узорами. Вышивкой женщины занимались вечерами, после работы в поле. Они пели песни и делали свои узоры, передавая свое настроение. Посмотрите, ребята на этот предмет, что это?(Ответы детей)
В-ль. Это рушник, рушниками украшали красный угол в доме, красный угол- это то место, где стоит икона. Рушники дарили гостям, на рушник ставят каравай и встречают им гостей. Вышивка на рушниках выполнялась разной техникой: гладью, крестом. Рушники очень бережно хранились.
В-ль. Ну что ж, ребята, мы рассмотрели с вами вышитые и тканные изделия. Понравились вам эти изделия?
В-ль. Ребята, а вы хотите, сделать свой узор на рушнике? Ну, что ж, у нас есть вот такие рушники с дырочкой, мы попробуем вышить из узором «крестик». Попробуем?
Дети выполняют задание «Вышей узор»
В-ль. Ребята, а сейчас послушайте еще одну загадку:
Если встретишь на дороге
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу. (глина)
(подходим к столу с посудой из глины)
В-ль. Ребята, посмотрите здесь много предметов из глины-это древний вид ремесла. Сейчас их называют керамические предметы. С давних времен керамические изделия служили человеку. Мастера –гончары создавали разные по форме горшки, миски, кувшины, вазы и много других предметов необходимых человеку. Нелегким был труд гончара, прежде, чем появится какой-то предмет из глины, нужно было выполнить много сложных операций: подготовить глину, залить ее водой и долго-долго перемешивать, а потом уже лепить кувшины и горшки на гончарном кругу.
В-ль. Хотите, ребята увидеть, как это происходит? Но перед этим, нам нужно подготовить свои глаза, чтобы они не устали.
А будут нам помогать разные фигуры, которые использовали мастерицы при вышивке.
(мультимедиа – фильм про глину)
В-ль. Сегодня я познакомлю вас с еще одними необычными изделиями народных мастеров, работающих с очень интересным материалом. Отгадайте загадку.
Весной — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотистой,
Осенью порою — высокою скирдою.
Тонка, суха, и ломка,
Зовут её… (Соломка.)
(рассматриваем с детьми соломку)
В-ль. Давно люди научились выращивать хлеб. Руками сеяли зерно на землю, поливал их дождь, пригревало их солнышко. Появляются зеленые росточки, из них зеленные стебли, на концах появляются метелочки-колоски. Когда урожай созревает, его убирают, а сухие стебли остаются, из нее и научились делать люди много нужных вещей. (мультимедиа – поле с колосьями или колос рожи, пшеницы )
В-ль. А сейчас, ребята, подойдите к этому столу. Посмотрите на эти изделия. Из чего они все сделаны.
Дети. Из соломы.
В-ль. Солома является очень удобным и доступным материалом для работы.
Люди научились создавать из обычной соломки чудесные картины, шкатулки, животных, кукол, цветы и много других изделий. Посмотрите, какая красивая шкатулка, узор состоит из ромбиков. (рассматриваем и другие изделия из соломки).
В-ль. Ребята, понравились вам изделия из соломки? А сейчас послушайте еще стихи, которые знают дети.
1р. Вырастут в поле и рожь, и пшеница.
Их обмолотят — соломка родится.
Руки коснутся её золотые,
И появляются, словно живые,
2р.Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и телёнок бодливый,
Парень весёлый с гармошкой, жар — птица
И с золотою короной девицы.
3р. Вот ведь какая она не простая
Эта соломка, совсем как живая.
В руки возьмёт лишь её мастерица,
Сразу она в чудеса превратится!
В-ль. Но это еще не все, мастера и мастерицы приготовили вам задание, нужно его выполнить.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
В-ль. Молодцы, ребята. Справились.
В-ль. Ну, что ж,ребята. Мы с вам побывали на выставке мастеров и мастериц. Что вам понравилось? Что вы узнали новое и интересное? (ответы детей)
Возвращаемся в группу.
раскрыть » / « свернуть